Реал Франчайзинг Групп

Карта сайта

+7 (910) 207 77 77

Заказать звонок

Договор коммерческой концессии и лицензионный договор

Подавляющее большинство договоров, заключаемых между западными компаниями и российскими предпринимателями, базируются на договоре коммерческой концессии (ДКК), регулируемом гл. 54 Гражданского кодекса РФ. Согласно этому договору, франчайзи получает возмездное право пользования торговой маркой, наименованием и коммерческим опытом франчайзера в установленном объеме. Заключить такой договор с правообладателями могут как организации, так и индивидуальные предприниматели. На коммерческой концессии основана, к примеру, деятельность крупных ресторанных сетей, которые единолично передают франчайзи право пользования своим фирменным наименованием и товарным знаком, наряду с охраняемой коммерческой информацией. Довольно распространена в России мастер-франшиза: западные компании передают по Генеральному договору коммерческой концессии эксклюзивные права одной российской фирме, которая может продавать франшизы другим предпринимателям по договору коммерческой субконцессии.

Альтернативой является лицензионный договор, но на основе этого договора работают в основном компании, занимающиеся брендингом и не ориентированные на полное копирование (клонирование) бизнеса. В этом случае покупка франшизы предполагает пользование товарным знаком, фирменными ингредиентами и одинаковым оборудованием, но в остальном лицензиату предоставляется свобода действий. В некоторых случаях лицензионный договор выделяется из договора коммерческой концессии для того, чтобы оба договора стали юридически независимы.

Франчайзинг может оформляться и договором поставки, но при покупке франшизы лучше заключать именно договор коммерческой концессии, где и прописаны все юридические обязанности франчайзера.

Таким образом, для вхождения во франчайзинговую сеть федерального уровня самой распространенной остается свободная франшиза. Для создания широкой сети из небольших и связанных между собой компаний, особенно действующих в сфере услуг, практикуется конверсионный, или иначе дочерний франчайзинг. В этом случае независимое предприятие становится частью региональной или национальной компании, предоставляющей возможность для быстрого развития сети. Если франчайзер приобретает часть сети и преобразует ее в соответствии с собственными требованиями, то в данном случае речь также идет о конверсионном франчайзинге, получившем распространение в сфере общественного питания.

Для вхождения во всемирно известный бренд могут использоваться как классические (стандартные), так и свободные франшизы. Если классическая франшиза с ее авторитарностью не соответствует представлениям предпринимателя о ведении бизнеса, то для открытия своего дела под известным брендом лучше воспользоваться более лояльными схемами свободной франшизы.

Можно выбрать схему прямого франчайзинга, при которой франчайзи получает право на управление одной точкой, или схему расширенного франчайзинга, дающего право управлять любым количеством точек. При заключении договора прямой франшизы имеется в виду неисключительная франшиза, то есть не передающая монопольные права пользования франшизой на определенной территории.

Так называемый мягкий франчайзинг популярен благодаря отсутствию первоначального взноса: все текущие расходы берет на себя франчайзи, но он должен выплачивать сервисную плату франчайзеру. Совершенно очевидно, что грамотный подход к выстраиванию отношений по системе франчайзинга и есть главный залог успешного развития бизнеса. Проанализировав ситуацию на рынке, детально ознакомившись с деятельностью франчайзера и просчитав все плюсы и минусы, можно выбрать наиболее оптимальные схемы работы в каждом конкретном случае и не ставить себя в абсолютно зависимое положение. При необходимости всегда можно обратиться к специалистам этой сферы и совместно продумать механизм дальнейших действий по выбору франчайзера и заключению договора, который и станет пропуском в мир большого бизнеса.

Работы по консалтингу

Работы по франшизе

Магазин франшиз

Партнеры

Удобно

Презентационный материал

Интересные публикации

Какие франшизы выбирать во время кризиса и стоит ли выбирать вообще … Несмотря на сложившиеся экономические трудности, специалисты предвещают рост рынку франчайзинга, он не будет столь активным как в 2013 и 2014 годах, но всё же значительного падения активности в...

29-01-2015

Матрица выживания на рынке Технология создания данной матрицы включает в себя два этапа.На первом этапе оценивается ситуация с маркетинговым планированием, даже если этого планирования в компании нет, поскольку она все равно...

29-11-2013

Оценка жизнеспособности бизнес-идей на предприятии На начальном этапе проведения маркетингового аудита внутренней среды на предприятии привлеченные специалисты должны рассмотреть все существующие бизнес-идеи и сделать экспертную оценку их...

29-11-2013

Заказать звонок
Наш менеджер свяжется с
Вами в ближайшее время!