Реал Франчайзинг Групп

Карта сайта

+7 (910) 207 77 77

Заказать звонок

Условия франчайзёров

 

Среди всех способов организации бизнеса франчайзинг считается наименее рискованным и изначально предоставляет большие возможности людям, имеющим на руках капитал, но не владеющим достаточным опытом для открытия своего дела с «нуля». Франчайзинг является лучшим способом избежать типичных ошибок при открытии и ведении нового бизнеса, позволяет сократить путь к успеху и вложить средства с минимизацией рисков. В первую очередь, это передача опыта ведения бизнеса от франчайзеров своим партнерам, что незаменимо в условиях жесточайшей конкуренции. На данный момент франчайзинг практикуется в самых разных сферах деятельности: общепит, продажа одежды и аксессуаров, автосервис и туризм, косметическая и фармацевтическая индустрия. Это готовые бизнес-модели, которые уже доказали свою состоятельность, что подтверждает ежегодное приумножение числа российских компаний, работающих на основе франчайзинга.

Франчайзинг представляет собой систему выстраивания бизнес-отношений между франчайзером как основным правообладателем и франчайзи, который за плату получает возможность вести бизнес под известным брендом, пользоваться проверенными бизнес-схемами и всеми преимуществами рекламно-маркетинговой политики франчайзера. Покупка франшизы дает право реализовывать тот же товар (или предоставлять те же услуги) под брендом франчайзера, но все действия франчайзи строго регламентируются договором, который нередко становится камнем преткновения, в том числе из-за излишне жестких норм и требований. Однако существуют и вполне объективные реалии, которые необходимо учитывать обеим сторонам, а также различные виды франшиз и разные условия при входе во всемирно известный бренд или во франчайзинговую сеть федерального уровня. Прежде чем начинать строить бизнес-отношения по системе франчайзинга, необходимо детально ознакомиться с условиями франчайзеров и проработать все нюансы работы, чтобы впоследствии не сталкнуться с непредвиденными проблемами.

Классификация франшиз

Если приводить общую классификацию, то различают товарный, производственный, сервисный и деловой франчайзинг. На принципах товарного франчайзинга работают фирмы, реализующие товары автомобильной промышленности (покрышки, автомобили), промышленный франчайзинг получил наибольшее распространение в индустрии безалкогольных напитков (Coca Cola, Pepsi), а сервисный франчайзинг дает право предоставлять различные услуги (химчистка, и др.) Самым популярным во всем мире остается деловой франчайзинг (бизнес-формат), основанный на разных типах взаимоотношений между франчайзером и франчайзи.

Классической для стран Европы и США является стандартная франшиза, в пакет которой входят паушальный взнос, регулярное отчисление роялти, регистрация договора на пользование брендом в государственных органах, строгие корпоративные стандарты, контроль ведения бизнеса и регулярный отчет перед франчайзером. Для российских реалий данная схема приемлема не всегда, так как многим нашим предпринимателям проблематично работать в таких жестких рамках и соблюдать все пункты договора. Большинство российских франчайзинговых сетей федерального уровня работают по схеме свободной франшизы, предоставляющей франчайзи-дилеру возможность для большей самостоятельности и предполагающей символический паушальный взнос. При этом франчайзеры организовывают обучение персонала и помогают франчайзи решать ключевые вопросы. Если предполагается создание филиала, то в этих случаях применяют схемы бизнеса под ключ (серебряная франшиза) или бизнеса в аренду. В первом случае филиал, созданный франчайзером, передается партнеру за процент от прибыли, а во втором филиал остается в собственности франчайзера, а управляет им франчайзи.

Стать франчайзером в своем регионе позволяет мастер-франшиза (золотая франшиза): франчайзи получает монополию и самостоятельно распоряжается своими правами, то есть либо открывает собственные точки, либо продает франшизы. При этой схеме начинают действовать принципы суб-франчайзинга: получив эксклюзивные права, суб-франчайзер, по сути, сам становится франчайзером и выстраивает свои отношения с другими франчайзи, которым была продана франшиза. Все выплаты осуществляются суб-франчайзеру, который, в свою очередь, передает их часть главному правообладателю-франчайзеру. Существует также корпоративная франшиза с обязательным контролем бизнеса со стороны франчайзера и отсутствием возможности расторгнуть договор. Практикуется и импортозамещающая франшиза, очень популярная в Китае, где большими темпами ведется производство и реализация импортозамещающих товаров.

Если говорить о видах франшиз не с точки зрения взаимоотношений франчайзи и франчайзера, а в отношении «привязки» к типу бизнеса, то различают банковские и лицензионные франшизы. Банковская франшиза дает возможность создавать региональные филиалы по лицензии головного банка, а лицензионная распространяется на иные виды бизнеса, подлежащие жесткому лицензированию.

Договор коммерческой концессии и лицензионный договор

Подавляющее большинство договоров, заключаемых между западными компаниями и российскими предпринимателями, базируются на договоре коммерческой концессии (ДКК), регулируемом гл. 54 Гражданского кодекса РФ. Согласно этому договору, франчайзи получает возмездное право пользования торговой маркой, наименованием и коммерческим опытом франчайзера в установленном объеме. Заключить такой договор с правообладателями могут как организации, так и индивидуальные предприниматели. На коммерческой концессии основана, к примеру, деятельность крупных ресторанных сетей, которые единолично передают франчайзи право пользования своим фирменным наименованием и товарным знаком, наряду с охраняемой коммерческой информацией. Довольно распространена в России мастер-франшиза: западные компании передают по Генеральному договору коммерческой концессии эксклюзивные права одной российской фирме, которая может продавать франшизы другим предпринимателям по договору коммерческой субконцессии.

Альтернативой является лицензионный договор, но на основе этого договора работают в основном компании, занимающиеся брендингом и не ориентированные на полное копирование (клонирование) бизнеса. В этом случае покупка франшизы предполагает пользование товарным знаком, фирменными ингредиентами и одинаковым оборудованием, но в остальном лицензиату предоставляется свобода действий. В некоторых случаях лицензионный договор выделяется из договора коммерческой концессии для того, чтобы оба договора стали юридически независимы. Франчайзинг может оформляться и договором поставки, но при покупке франшизы лучше заключать именно договор коммерческой концессии, где и прописаны все юридические обязанности франчайзера.

Итоги

Таким образом, для вхождения во франчайзинговую сеть федерального уровня самой распространенной остается свободная франшиза. Для создания широкой сети из небольших и связанных между собой компаний, особенно действующих в сфере услуг, практикуется конверсионный, или иначе, дочерний франчайзинг. В этом случае независимое предприятие становится частью региональной или национальной компании, предоставляющей возможность для быстрого развития сети. Если франчайзер приобретает часть сети и преобразует ее в соответствии с собственными требованиями, то в данном случае речь также идет о конверсионном франчайзинге, получившем распространение в сфере общественного питания.

Для вхождения во всемирно известный бренд могут использоваться как классические (стандартные), так и свободные франшизы. Если классическая франшиза с ее авторитарностью не соответствует представлениям предпринимателя о ведении бизнеса, то для открытия своего дела под известным брендом лучше воспользоваться более лояльными схемами свободной франшизы. Можно выбрать схему прямого франчайзинга, при которой франчайзи получает право на управление одной точкой, или схему расширенного франчайзинга, дающего право управлять любым количеством точек. При заключении договора прямой франшизы имеется в виду неисключительная франшиза, то есть не передающая монопольные права пользования франшизой на определенной территории. Так называемый мягкий франчайзинг популярен благодаря отсутствию первоначального взноса: все текущие расходы берет на себя франчайзи, но он должен выплачивать сервисную плату франчайзеру.

Совершенно очевидно, что грамотный подход к выстраиванию отношений по системе франчайзинга и есть главный залог успешного развития бизнеса. Проанализировав ситуацию на рынке, детально ознакомившись с деятельностью франчайзера и просчитав все плюсы и минусы, можно выбрать наиболее оптимальные схемы работы в каждом конкретном случае и не ставить себя в абсолютно зависимое положение. При необходимости всегда можно обратиться к специалистам этой сферы и совместно продумать механизм дальнейших действий по выбору франчайзера и заключению договора, который и станет пропуском в мир большого бизнеса.

 

Автор: Дарвиш Дима Фирасовна, ООО"Реал Франчайзинг Групп"

 

Работы по консалтингу

Работы по франшизе

Магазин франшиз

Партнеры

Удобно

Презентационный материал

Интересные публикации

Какие франшизы выбирать во время кризиса и стоит ли выбирать вообще … Несмотря на сложившиеся экономические трудности, специалисты предвещают рост рынку франчайзинга, он не будет столь активным как в 2013 и 2014 годах, но всё же значительного падения активности в...

29-01-2015

Матрица выживания на рынке Технология создания данной матрицы включает в себя два этапа.На первом этапе оценивается ситуация с маркетинговым планированием, даже если этого планирования в компании нет, поскольку она все равно...

29-11-2013

Оценка жизнеспособности бизнес-идей на предприятии На начальном этапе проведения маркетингового аудита внутренней среды на предприятии привлеченные специалисты должны рассмотреть все существующие бизнес-идеи и сделать экспертную оценку их...

29-11-2013

Заказать звонок
Наш менеджер свяжется с
Вами в ближайшее время!